alexeagle007 (alexeagle007) wrote,
alexeagle007
alexeagle007

Categories:

О бедных деньгах замолвите слово

Оригинал взят у musa_rvs в О бедных деньгах замолвите слово



     Ну конечно деньги не могут быть бедными. Хотя в современном турбулентном мире какие-то валюты становятся богаче, какие-то беднее. Но не о ликвидности денег хочется поговорить. А о том, что деньги стали Богом в современном обществе.

  Привлекло внимание интервью с доктором экономических наук, руководителем Института экономики РАН, член – корреспондентом РАН,  профессором Русланом Гринбергом (опубликованном в газете «Золотой Рог» № 35) с примечательным заголовком – «Деньги стали Богом».

  После прочтения данного интервью остается двойственно впечатление. Складывающаяся ситуация в обществе по отношению к деньгам подмечена Гринбергом точно. Но сделанные им выводы носят противоречивый характер.

Руслан Гринберг

  «Мы возвращаемся в первозданный капитализм, то есть капитализм без всякой социальной инфраструктуры. А это означает, что от роддома до могилы вы должны сами платить за все» - совершенно справедливо.
  Более проблематично выглядит его высказывание обо особом отношении к богатству в России. Это отношение он называет предрассудком. Гринберг выделяет отправную точку этого «предрассудка»: - «Этот предрассудок, как я теперь думаю, родился вместе с уникальной русской литературой 19 века. Не зря Томас Манн однажды заметил, что немецкая, английская и французская литература великие, а русская – святая. Ее гуманистическая направленность, сочувствие «униженным и оскорбленным» в значительной мере определили мировоззрение нескольких поколений русской интеллигенции. Именно тогда возникло, как я теперь понимаю, весьма искусственное противопоставление материального и духовного, которое не прекращается и сегодня». А вот здесь, пожалуй, сказано самое главное – «противопоставление материального и духовного». Только «искусственное», звучит у Гринберга, как неправильное, не нужное. Вроде как не должно быть противопоставления.  Но материальное и духовное различны уже по своей природе.
Моисей был первым, кто привнес в нашу жизнь «искусственное противопоставление материального и духовного».

  Не нравится Гринбергу и система оплаты труда существовавшая в советском обществе. Кто работал на ответственных участках, получали естественно больше. И находились на одном уровне потребления с другими областями деятельности. Действительно космонавт, выдающийся ученый, известный писатель находились  на одном уровне потребления, который был выше чем у рядовых «торговых работников». Но торговые работники (и не только они) в итоге скомпенсировали разницу в уровнях потребления своей близостью к материальным благам и умением распределить их в своих корыстных интересах. Отсюда и описанный Гринбергом «всплеск уважения к деньгам в конце перестройки. Тогда считалось, что богатство это хорошо».

    
Не без иронии, на мой взгляд, описывает он главную ловушку перестройки: - «Потому что бедные наивно думали, что теперь они станут богатыми». И продали первородство за чечевичную похлебку. Продали духовные идеалы за материальные ценности без всяких «противопоставлений». Вкусили в итоге все прелести «первозданного капитализма» и начали постепенно очухиваться от морока Золотого тельца. Соответственно поменялось и отношение к богатству. «Сегодня это пять неприлично» - сетует Гринберг. «Всплеск уважения к деньгам, конечно не прошел. Но так и не удалось найти рациональное отношение к ним». «А теперь деньги стали богом. И это другая крайность, такая же дурацкая. Молодые менеджеры воспитаны в убеждении, что, где бы ты ни работал, смысл твоего труда в сокращении издержек и максимальном извлечении прибыли. Этим блокируется нормальное развитие общества. Гипертрофированная роль денег так же печальна, так же контрпродуктивна как и призрение к ним».

    
Теперь понятно почему деньги по Гринбергу бедные? Презирают их - плохо, молятся на них – тоже не хорошо. Все никак не найдут люди золотой середины в отношениях с деньгами. «Молодые менеджеры» должны стать чуточку духовней, чуточку справедливей. Но именно «чуточку», так как основной закон капитализма «максимальное извлечение прибыли» - отменять нельзя. Не будем забывать и про другую опасность – призрение к деньгам.

  Капитализм, как общественный строй оказался в глубокой яме, которую сам же себе и вырыл «сокращением издержек и максимальным извлечением прибыли». «Оказалось, что если капитализм не регулировать, не перераспределять первичные доходы от состоятельных людей к менее удачливым, тогда и общество ужесточается, и экономика стагнирует» - нельзя не согласится с Гринбергом.

  Только какой же, из всего этого следует вывод? «Деньги - это инструмент, без которого не способна существовать экономика. Ясно, что не может быть равномерного распределения денег. Но общество обязано заботиться о том, чтобы это неравенство было приемлемым. Россия должна найти свой баланс между богатыми и бедными».

  Вот так - неравенство неизбежно, но его необходимо сделать «приемлемым». Не все равны перед Золотым тельцом, но все должны молиться на него.

Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;
И взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.

(Книга Исход 32:19,20)
Сделайте репост!


Tags: Деньги, Золотой Телец, Руслан Гринберг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments