alexeagle007 (alexeagle007) wrote,
alexeagle007
alexeagle007

Немецкий технический музей

Оригинал взят у fkulikov в Немецкий технический музей




В Перми начиная с 2012 года обсуждается идея создания политехнического музея. В рамках размышлений на тему «а каким бы он мог быть», расскажу про другой, уже существующий политехнический музей — Немецкий технический музей в Берлине. Музей этот, занимая площадь в 26 000 квадратных метров, является одним из крупнейших музеев подобного рода в Европе. И он действительно огромен — я был в нем три раза, но так и не смог посмотреть все экспонаты.


Музей при этом сравнительно молодой — он был открыт в 1982 году на месте бывшей товарной станции Ангальтер, которая находилась неподалеку от Ангальского вокзала, практически полностью разрушенного американскими бомбардировками в 1945 году.



Ангальский вокзал


Все, что осталось от вокзала

Музей можно разделить на три группы: библиотека, непосредственно экспозиция и научно-развлекательный центр Spectrum. В библиотеке я не был, поэтому рассказывать про нее особо нечего, кроме того, что она является общедоступной и, согласно путеводителю, содержит более 500 000 единиц хранения технической литературы, а так же исторический архив различного рода патентов, инструкций и прочих подобных технических документов.


Экспозиция

Экспозиция музея разделена на  секции: железные дороги, автомобили, мореплавание, авиация, станкостроение, телекоммуникации, текстиальная промышленность, вычислительная техника, бумажная промышленность, ювелирные изделия, химия и фармацевтика, фототехника и кинотехника. Так же отдельно можно выделить большой парк вокруг музея. Там можно одновременно и прогуляться, и познакомиться с экспонатами, которым не нашлось места внутри помещений: со старинной мельницей, небольшой кузницей  с водяным двигателем, какими-то распиленным пополам катером и т.д.

Самой большой секцией музея является секция, расположенная в здании бывшего локомотивного депо и посвященная истории немецких железных дорог, что неудивительно для музея, расположенного на месте бывшей железнодорожной станции. На входе в эту часть музея посетителя встречает медная скульптура «День и Ночь» работы немецкого скульптора Людвига Брунов, некогда венчавшая фасад Ангальтского вокзала.



«День и ночь»



Скульптура, символизирующая течение времени, с одной стороны как бы готовит посетителя к тому, что он сейчас увидит — свидетельства того, как с ходом времени развивалась и совершенствовалась немецкая инженерная мысль, с другой стороны в музее, где время остановилось навсегда она выглядит несколько иронично. В депо, демонстрируются несколько десятков локомотивов, производившихся в Германии, от немецкого локомотива Beuth, выпускавшегося в 40-ых годах XIX столетия, до современного высокоскоростного локомотива типа ICE (Intercity Express), способного разгоняться до 300 км/ч. Экспозиция локомотивов удачно дополнена предметами быта, которые сопутствовали пассажирам, путешествующему по железной дороге в ту или иную эпоху: от билетных автоматов и чемоданов до предметов личного гигиены. Эти дополнительные витрины и стенды не только помогают проще окунуться в ту или иную эпоху, но и интересны сами по себе.



Паровозы и тепловозы


Электровозы




Личные вещи имперского пассажира



Старинный билетный автомат



В данной секции (как и в ряде других) имеется любопытное и наглядное свидетельство того, насколько глубоко денацификация вошла в жизнь немецкого общества, и какой след в нем оставила: проходя от локомотива к локомотиву посетитель привыкает к небольшим табличкам, описывающим каждый экспонат и его технические характеристики; но около локомотива, построенного в Третьем Рейхе, его встречает не скупое техническое описание, а пол десятка больших плакатов, рассказывающих о том, какую роль немецкие железные дороги сыграли в депортации евреев и перевозках будущих узников концлагерей. Я совсем не собираюсь проводить аналогий между нацизмом и коммунизмом и считаю проведение подобных аналогий знатным паскудством, но аналогия между денацификаторами и десоветизаторами мне кажется имеющей право на жизнь: думается наши российские десоветизаторы пришли бы в неописуемый восторг, если бы рядом с каждым экспонатом советского периода в наших музеях красовались плакаты, повествующие о ужасах жизни в  тоталитарном советском государстве.



Денацификация в техническом музее


Второй по величине, но произведшей на меня даже большее впечатление, чем экспозиция локомотивов, является секция посвященная авиации. Трудно сравнить с чем-то то ощущение, которое испытываешь при входе в здание с высоченным потолком, с которого на тросах свисают настоящие самолеты, как бы замершие в пике или, наоборот, в резком наборе высоты. В этой секции меньше размеренного порядка, чем в предыдущей описанной, все как будто бы несколько более хаотично и не так упорядочено по времени создания той или иной машины — самолеты под потолком вроде как перемешались, летая в разные стороны. Машины времен Третьего Рейха, как и соответствующие локомотивы в предыдущей экспозиции, сопровождены плакатами, которые на этот раз повествуют о труде остарбайтеров на оборонных предприятиях, строивших данные образцы.




Взлетающий Фоккер



Сбитый Юнкерс


Плакаты про остарбайтеров


Кроме находящихся внутри этой секции самолетов в музее есть еще два самолета: это взгромоздившийся над фасадом здания музея «Изюмный бомбардировщик» Douglas C-47, снабжавший Западный Берлин продовольствием во время блокады 1948-1949 гг. и встречающая посетителей в холле, у билетной кассы Cessna, на которой Матиас Руст совершил в 1987 году свою знаменитую провокацию.



Тот самый самолет, севший на Васильевском спуске в 1987 г.


Мне, как программисту, вроде должна была стать интересной секция вычислительной техники или, если сказать точнее, компьютерам, построенным Конрадом Цузе — других там нет. Но, вид нагромождения бесконечных реле и проводов никаких особых чувств почему-то не вызывал. Понравился только механический компьютер Z1 — никогда не видел арифмометр таких размеров.



Механический компьютер Z1


Отдельно хочется отметить, что через все секции, все экспозиции сквозной темой проходит тема «человек и техника»: экспонаты музея не являются просто нагромождением железа — параллельно с повествованием о технике всегда идет рассказ о людях, создавших эту технику, работавших на ней, достигших чего-то с ее помощью или пострадавших от ее разрушительного воздействия. В разных частях музея стоят интерактивные стенды, рассказывающие о реальных судьбах реальных людей: об изобретателе и о швее, о грузчике и пилоте самолета. Также почти в каждой секции организаторы музея попытались воссоздать в том или ином виде рабочее место человека, чья работа была связана с демонстрируемой техникой: так в секции, посвященной железным дорогам можно заглянуть в кабину машиниста, в секции ювелирных изделий познакомится с типичным устройством ювелирной мастерской, рядом с компьютерами 70-ых годов прошлого века увидеть неказистый интерьер кабинета оператора этого компьютера и т.д. По-моему, это очень хорошая идея в наш век тотального потребительства: при посещении музея с ребенком ему можно объяснить и наглядно продемонстрировать, что вещи появляются не сами по себе, а в процессе труда огромных масс людей, одни из которых извлекают ресурсы из земли, вторые перерабатывают их стоя за станками, а третьи развозят готовую продукцию по миру на поездах, кораблях и самолетах, а четвертые проектируют и создают инструменты для первых, вторых и третьих.



Цех со станками на паровой тяге


Досуг имперских летчиков


Программистки за работой

Spectrum


В отдельностоящем корпусе, занимая все три этажа этого бывшего административного здания вокзала, находится научно-развлекательный центр Spectrum, предлагающий посетителям познакомиться с разнообразными физическими явлениями. Познакомиться предлагается посредством порядка 150 интерактивных экспонатов и наглядных моделей — от банальных рычажных весов до камеры Вильсона.



Здание Spectrum



Опять же, экспозиция Spectrum, как и музей,  очень большая. Были ли вы в «Парке научных развлечений» в Перми (http://parknauka.ru)? Если не были, то обязательно сходите вместе со своими детьми — им понравится. Если же были, то представьте себе все то же самое, что и в «Парке», но только богаче (в плане обширности коллекции экспонатов) и сильно больше (по площади больше раз в 5). Эта часть музея наиболее популярна среди детей, которые небольшими группками бегают от экспоната к экспонату и с восторгом крутят рычаги, передвигают подвижные части, нажимают кнопки, активируя тот или иной механизм или приспособление. Равнодушными не остаются и их родители. Немецкие родители, вообще, более инфантильны и менее чопорны, чем наши, а потому бегают и крутят всякое почти с таким же азартом, как их дети.



Механика



Плазменная лампа



Терменвокс в ярком исполнении



Стенд, на котором можно пустить волну


Лично меня больше всего поразила камера Вильсона — есть что-то неописуемо захватывающее в возможности наблюдать движение альфа- и бета-частиц невооруженным глазом:




Сделайте репост!

Tags: Германия, Немецкий Политехнический музей, Фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments